Белые патрули
Как-то по весне спускались мы с мамой по переулку Семашко вниз к Пушкинскому бульвару, как вдруг мимо нас вихрем пронесся на велосипеде какой-то шальной дядька. Едет и орёт: «Посторонись! Прочь с дороги старые жидовки!»
Развеселил он нас, давно так не смеялись: нашёл, чем уесть! Маме шел тогда 88 годок, ну а мне на 30 меньше, так что явно не молодухи. А насчёт жидовок, так слово это литературное, означает еврей, причём во многих славянских языках: в польском żyd, чешском žid и не имеет негативного оттенка. В русском только в конце XIX века его окончательно заменили словом еврей. А старое название стало оскорбительным, причём исключительно в устах антисемитов. Представитель этого до сих пор довольно распространённого в России подвида Хомо Сапиенс и носится по Ростову на велосипеде: надо же куда – то переизбыток энергии девать. Пожалеть надо человека, убогий он — по своей сущности духовной (если таковая имеется). Нет, чтоб жизни радоваться: красота вокруг, листва молодая, птички поют, а он евреев ненавидит.
Однажды моя бабушка Наталья Александровна Соколова рассказала, как за ней ухаживал один очень солидный образованный и по тем временам состоятельный мужчина. Но как-то он неосторожно высказал свои взгляды по национальному вопросу и оказался махровым антисемитом. После этого его предложение руки и сердца, она принять уже не могла – дворянское происхождение и интеллигентское воспитание в учительской семье не позволили.
В новейшей истории России место евреев в воспалённом сознании нациков всех мастей заняли «лица кавказской национальности», впрочем, как и азиатской тоже. В Ворошиловском районном суде идёт сейчас второй процесс над скинхедами, зарезавшими 6 мая 2012 года в сквере возле Дворца спорта 19-летнего жителя хутора Денисов Мартыновского района Арслана Назимова, турка-месхитинца по национальности, и ранивших его русского товарища. За то зверское преступление Дмитрий Курганский и Андрей Мурка получили на двоих 30 лет колонии строго режима. Мою статью об этой трагедии «Доблестные убийцы» перепостили сайты националистов (типа «Знай наших героев!»). Теперь же Мурку и Курганского судят за ранее совершенное преступление — жестокое избиение армянина. Уроды били его ногами по голове, когда он уже упал, так что чудом жив остался, врачи БСМП – 2 с того света вытащили.
Убивать «нерусей» (термин, широко использующийся в среде не только русских националистов, но и мирных обывателей) они стали не сразу. Сначала скины собирались группками и шли в многолюдные места позадирать парней, которые покажутся им «чёрными», то есть смуглыми. Мероприятие это они называли красиво «Белый патруль». В тот вечер у них была назначена «стрелка» на набережной, но гулявшим по берегу Дона смуглолицым ростовчанам повезло: скинам позвонил какой-то знакомый с Северного. Сказал, что у него конфликт с кавказцами из-за каких-то разногласий по бизнесу. Рванули на маршрутке туда, но тут снова звонок: спор уладили миром. Тогда распаленные уже предвкушением «забива» (избиения) молодчики вышли на ближайшей остановке и пошли куда глаза глядят. На бульваре Комарова они встретили двух друзей, одного славянской, а другого армянской наружности. Второго и выбрали жертвой.
Сейчас на скамье подсудимых в Ворошиловском суде кроме двух осуждённых за убийство по первому делу — Мурки и Курганского — сидит ещё и третий «патрульный» — по национальности латыш. Такое вот у них было интернациональное фашистское братство. Если честно, мать Андрея Мурки (мы познакомились с ней в суде) мне жаль не меньше, чем маму убитого им Арслана Назимова (он был у неё один). Курганский в зале заседания держится спокойно и уверенно, Мурка же производит впечатление не совсем уравновешенного человека – в колонии строгого режима не всегда удаётся сохранить своё Я даже человеку с крепкой психикой. Из-за непредсказуемости поведения, с него даже в зарешёченной «клетке» не снимают наручников. Его мама, молодая симпатичная женщина, конечно же, не растила из сына убийцу, да и ненависть к «инородцам» в нём не воспитывала.
Как же нам спасти наших детей от этой заразы?
В школе их этому не учили
«На нас смотрит вся Россия, наш проект «150 культур Дона» озвучил на форуме в Ставрополе и поддержал лично лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин. Проект, который родился именно в Ростовской области, пойдёт на все 84 субъекта Федерации!» — на этой пафосной ноте началось заседание круглого стола ростовского отделения Общероссийского народного фронта. На мероприятие были приглашены разработчики научной части этнокультурного проекта – учёные Южного Федерального университета, представитель Минобразования области, директор одной из шахтинских школ, активисты общественных организаций.
Проект, действительно очень нужный. В плане мероприятий — обзорные лекции учителя, фестиваль национальной культуры одного из народов, попавших в программу в первый год ( русская, казачья, армянская, калмыцкая, греческая, грузинская, осетинская, корейская, украинская, белорусская, дагестанская, чеченская, ингушская, таджикская, узбекская и польская культуры). Постановка школьниками народной сказки, национальные игры и в обязательном порядке видеоролик – отчёт о проделанной работе. Кроме профессоров и доцентов ЮФУ материалы для занятий готовили студенты-культурологи. И всё это – на общественных началах. Министерство образования области не выделило на это начинание ни копейки и, соответственно, не ввело этнокультурные уроки в сетку часов по обязательным и факультативным предметам, так что для учителей и вузовских преподавателей это общественная нагрузка. Неудивительно, что в одних школах к этому отнеслись с энтузиазмом, а в других с прохладцей. Всю основную организационную работу вытянула на своих хрупких женских плечах инициатор проекта руководитель рабочей группы «Образование и культура» ОНФ в Ростовской области, руководитель интерактивного музея наук «Лабораториум» Екатерина Беляк.
Средней школе № 32 Октябрьского района по жребию достались армяне, согласно последней переписи вторая по численности национальность в Ростовской области. Многие этому удивятся: вторыми всегда были украинцы. К счастью, никуда они не делись: ни войны, ни депортации, ни прочих притеснений, конечно же, не было. Произошла ассимиляция: семьи, которые прежде считали себя украинскими, в новых поколениях ещё больше породнились с русскими и других национальностей невестками и зятьями, так что внуки стали уже писать в анкетах «русский». Многие ростовские семьи вообще трудно классифицировать: русская она с украинскими корнями или же украинская с русскими корнями. На российском юге повсеместно так – у кубанцев вообще русского по паспорту, да ещё и с русской фамилией не сразу и найдешь.
Школа № 32 – самая обыкновенная — не гимназия, не лицей, и ребятишки тут славные. Особенно в средних классах, на которые рассчитан проект «150 народов Дона». Дети с большим энтузиазмом участвовали в фестивале армянской культуры: восторженно встречали доморощенных артистов и даже во время демонстрации слайдов об Армении не шумели и не бегали по залу. Ну а уж блюда национальной кухни, приготовленные майрик (мамами учеников из армянских семей) и вовсе имели оглушительный успех.
— Теперь нам осталось провести национальные игры, армянская община Нор-Нахичеван обещала в этом помочь, и всё, мы программу выполнили! – говорит директор школы Елена Белоногова.
Два притопа, три прихлопа
В областном масштабе ещё предстоит провести театральный конкурс, литературный конкурс «Новые сказки Тихого Дона», конкурс прикладного творчества и итоговый праздник на Театральной площади в Ростове. Главное теперь, чтобы охваченное проектом подрастающее поколение не стало относиться к одним народам лучше, чем к другим. Возможно, вы это тоже замечали: иногда даже люди с шовинистическим душком хорошо относятся к представителям какой-то одной национальности. Потому что с соседями – осетинами жили как одна семья или друг был татарин, а в армии служил с ребятами из Баку – хорошие были ребята!
Всякое познавательное мероприятие – это, конечно, хорошо, но ещё важнее заложить в наших детях лучшие человеческие качества. Воспитание души – вот сверхзадача! Ну и, конечно, широта кругозора, понимание того, как велик мир и какие разные народы его населяют. Увы, всемирная история с всепланетной географией не самые главные у нас предметы. А на школьных психологов возложено столько задач, что до воспитания национальной и веротерпимости у них уже просто не доходят руки.
Но, в конце концов, кто-то же должен знать, не мечтает ли кто — нибудь из наших мальчишек записаться в «Белые патрули»! Именно им, горячим головам, надо внушить (хоть под гипнозом!), что в цивилизованном обществе каждый сам отвечает и за хорошие поступки и за плохие. А вины рода или тем более народа – нет! И быть не может…
Громкие слова о дружбе народов, конференции и симпозиумы и раньше-то не очень помогали, а теперь тем более. Да и один концерт с гопаком и лезгинкой вряд ли перевернёт сознание. Увы, песня «Дети разных народов мы мечтою о мире живём» не самая нынче популярная. Может быть, самое время её вспомнить? После боёв за Грозный, после карабахской войны, ферганских погромов, штурма Сухума, осетино-ингушского конфликта и далее по списку сделать это будет трудно.
Но собственно, другого выхода у нас, россиян, нет. Впрочем, как и у всего остального человечества…
Анна Лебедева