Леонид Матусевич: «Я хотел быть учителем истории»

Поэтом с большой буквы надо родиться! А бизнесменом?

До знакомства  с основателем холдинга «Лемакс» такие вопросы у меня почему-то не возникали.

Ах, молодость, молодость!

-Я хотел быть учителем истории, но жизнь распорядилась иначе, —  начинает свой рассказ  Леонид Матусевич, основатель теперь уже известного по всей России холдинга «Лемакс» Леонид Матусевич. —  В своей биографии  ничего не скрываю,  у каждого в жизни школа своя. Я был осужден за драку в центре  Кишинева, мне дали три года. Отбывал на химии, на стройках  народного хозяйства…  Освоил  десяток строительных профессий. Мне нужно было жилье, но квартиру в то время давали через 15 лет честной работы на заводе. А тут я пошел на стройку  и за два года заработал квартиру в центре Кишинева, и все… я полюбил это дело и стал строителем.

— Ну а бизнесменом-то Вы как стали?

— Однажды сидели с другом за «рюмкой чая» и он мне говорит: «Давай откроем фирму». «Давай, — отвечаю. – Но я не могу быть с людьми жестким, с деньгами не умею обращаться, так что ты будешь  директором, а я замом».

Но он все откладывал: то тринадцатую зарплату ему надо было сначала получить, то очередь на квартиру у него подходит… Тогда я пошёл и сам зарегистрировал фирму.

Не сразу удалось найти единомышленников, попадались и такие, кто с первой  минуты думал только том, как бы  урвать побольше. Года три прошло, пока я понял, что главное найти хороших специалистов и при этом порядочных людей, которым можно делегировать часть своих полномочий. И когда я нашел таких, доверился одному, другому, третьему, то  понял, что не надо всем самому руководить. Я до сих пор ничего не понимаю в бухгалтерии, в налогах, в технологиях, по которым выпускается наша продукция, в ценах, по которым она продается. Но зато я знаю главное: нужно найти хороших людей и создать атмосферу, в которой ценится человек.

Японский автоконцерн Тойота  с его суперсовременной организацией производства Леонид Аркадьевич посетил уже через много лет после того,  как понял эту простую истину. Именитых бизнес школ он не заканчивал, и даже диплома о высшем образовании у него нет. Хотя, казалось бы, уж «корочки» — то у нас приобрести  — дело нехитрое.

«А зачем?» говорит он. И  действительно, дипломированного народу у нас  немеряно, а таких уникумов  — единицы.  В Таганроге аж восемь предприятий выпускали бытовые котлы и колонки,  когда Матусевич решил построить ещё одно. К этому времени его торговый дом уже много лет продавал эту продукцию, и всем уже было понятно, что  предприятия очень слабо   реагируют на запросы потребителей.

— Нам покупатели говорили, какой котел или колонку они хотели бы  приобрести, мы передавали эти пожелания производителям, а они – ноль внимания. Не хотелось им перестраивать производство, это же хлопотно.  Ну, тогда мы решили, что сами будем делать бытовые газовые приборы.

На открытие нашего первого маленького еще цеха пришли директор «Красного котельщика» и других заводов-конкурентов. Они меня с удивлением спросили: «У вас это что рентабельно?» Оказывается, на «Котельщике» бытовые котлы выпускали себе в убыток –  для выполнения плана по  товарам народного потребления. В итоге «Котельщик» бытовые приборы выпускать перестал, а остальных конкурентов мы быстро обошли.

Через пять лет Лемакс начал выпускать котлы на уровне мировых стандартов. Помогло и сотрудничество с компанией  proLean Сonsulting, разработавшей систему бережливого производства Lean. Директор компании  Томас Хоффманн лично внедрял на НЭВЗе и  Лемаксе эту систему, суть которой – детальное изучение всего производственного процесса, поиск и устранение «узких мест».  Для компании Лемакс был спроектирован новый производственный комплекс,  подобрано  оборудование, а все работники прошли переобучение. Результат превзошёл все ожидания!


В 2018 году Лемакс  построил в Таганроге завод по производству панельных радиаторов мощностью 600 тысяч единиц в год с перспективой удвоения объёмов производства. Объем инвестиций составил 1,5 млрд рублей. Для этого проекта «Сбербанк» в партнерстве с европейскими банками предоставил Лемаксу инвестиционный кредит в сумме 650 млн. рублей.


Планета Лемакс

…Когда я вместе с группой ростовских журналистов в первый раз попала на завод, то  обратила внимание   на  сияющие значки на лацканах пиджаков, свитерках и блузках многих сотрудников.  Оказывается, сияют они чистым золотом и серебром. Золотые значки  (3 г золота)  получают  те, кто проработал на предприятии 10 лет, а  серебряные  те,  кто проработал 5 лет. Обладатели золотых значков имеют почетное право посадить на территории предприятия  голубую ель. Так   и были  высажены  аллеи голубых елей, а   под каждой – именная табличка. Пенсионерам, обладателям золотого значка, дополнительно выплачивается пенсия от предприятия. Работники предприятия пользуются  льготой при приобретении любых строительных и отделочных материалов в специализированных предприятиях  кампании.

Кстати,  на Лемаксе очень сильная профсоюзная организация.  Руководство предприятия ее  активно поддерживает.

Матусевич уверен, что когда компания небольшая, ее можно удержать собственными руками. Компания растет — приходится «удлинять собственные руки за счет других рук», вкладывать в персонал. Когда люди объединяются, заряжаются общим зарядом, происходят настоящие чудеса.

— Когда я чуть ли не первом году нашей работы начал награждать людей грамотами, коллеги-бизнесмены надо мной смеялись: да кому они нужны? А теперь сами их дают. В 1996 году я был на стажировке в Америке в одной из крупнейших фирм и увидел, что все стены увешаны какими-то диаграммами, таблицами. Оказалось, что они отражают результаты работы каждого сотрудника – что-то вроде соцсоревнования. Руководители предприятия так прямо нам и сказали: система соцсоревнования, придуманная в Советском Союзе – гениальное изобретение, только у вас она, мол, была потом забюрократизирована. А у нас в Америке она прекрасно работает.

Так я убедился, что те принципы, за которые меня тут, дома, высмеивают, за океаном очень даже в чести.

В Америке для людей главное не деньги, а репутация. А еще я после этой стажировки почувствовал уверенность в своих силах. Когда увидел, в каких по-нашему тепличных условиях они работают и в каких  работаем мы.  У них разве полиция является и забирает документы, так что потом ты не можешь работать дальше… Американские бизнесмены сами признаются, что у нас, в наших российских условиях,  они бы работать не смогли!

— В общем, Вы себя зауважали?

— Я себя заценил. Такой был прилив энергии! И, оказывается, я не один считаю, что  в бизнесе очень важны моральные принципы. Дома, в Таганроге, мне многие говорили с насмешкой: кому нужны твои принципы, главное делать «бабки». И делали –  любой ценой, бешеные деньги.

И где эти бизнесмены сейчас?

— А нету их! Кого грохнули, кого посадили, кто разорился. Остались единицы из тех фирм, что тысячами открывались в 90-е годы.

   «Я волком бы выгрыз бюрократизм!»

Сегодня семейным бизнесом руководит  Максим Матусевич, сын отца-основателя Лемакса. (Само это слово  произведено из начальных букв двух имен: Леонид и Максим). Отец  с детства приучал его к  самостоятельности: в восемь лет привел на завод и предложил поработать на каникулах. С тех пор каждое лето Максим месяц отдыхал, а два работал – заборы красил, подсобником, помощником кладовщика. Уже  на втором курсе радиотехнического института   решил совмещать учебу с работой на заводе. Начинал со слесаря, потом другие профессии освоил. Затем  возглавил  торговое предприятие Лемакса. Тогда ему было 25  лет.

Кстати, много лет никто на Лемаксе не знал, что  жена хозяина завода тоже работает  на предприятии – сначала была кладовщицей, потом сделала карьеру – стала менеджером по персоналу.

Теперь уже Матусевичи-старшие могут, как в народе говорят, «пожить для себя». Мир посмотреть.  Леонид Аркадьевич с детства мечтал по миру попутешествовать, да всё не до того было. И вот, наконец, настали счастливые времена:   уже объезжены-облётаны  полсотни стран. Впечатлений море, но и огорчений… океан!

— Я вижу, как семимильными шагами развиваются страны, вчера ещё отстающие от нас, казалось бы, на столетия. Особенно поразил Вьетнам – его экономика набирает обороты как хороший локомотив – на всех парах! Смотришь, и обидно становится за Россию, где любое начинание в бизнесе (и не только) наталкивается на каждом шагу на махровый бюрократизм чиновников. Чего я только от них не  понаслушался, пока пробил (да именно так – пробил с боем!) разрешение на установку на собственные средства на набережной Таганрога памятного знака моему другу   и нашему земляку поэту Михаилу Таничеву.

Матусевич -2

У мецената Матусевича было ещё много планов, как украсить Таганрог, но после битв с бюрократами он решил, что лучше будет помогать конкретным людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Выделяет средства на лечение и на самые неотложные нужды.

На  малой родине бизнесмена – в парке украинского города Коростень, что в Житомирской области —  за  его средства  установлен памятник былинному герою Добрыне Никитичу. Если внимательно посмотреть на видеозапись интервью с Матусевичем на коростеньском телевидении, то нельзя не заметить, что крутой бизнесмен ещё и…  сентиментален (в изначальном, хорошем значении этого слова). Этим  событием он явно растроган. Да просто по-человечески счастлив: всего в жизни  добился сам и теперь может поделиться  с другими людьми – ближними и дальними…

Помните теорию  разумного эгоизма Чернышевского? Если уже и подзабыли в суете буден, то в Википедии всё есть, и эта цитата тоже: «Положителен только тот, кто хочет быть вполне человеком, заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет)… Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный».

Анна Лебедева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *