История — наука очень интересная, а особенно, когда она рассказывает о родном крае и о событиях не столь уж далёких. Донские армяне отмечают 240-летие переселения их предков в окрестности крепости Дмитрия Ростовского.
13 ноября в Ростовской филармонии состоится большой концерт, посвященный этой круглой дате. А в октябре в селе Чалтырь прошёл грандиозный праздник с участием не только всех жителей Мясниковского района и местных художественных коллективов, но и гостей из разных городов и районов области. Наука тоже внесла свою лепту — в Донском государственном техническом университете прошла научная конференция, организованная региональной общественной организацией «Нахичеванская – на — Дону армянская община» совместно с Южным научным центром Академии наук, ДГТУ и ЮФУ. В ней участвовали ученые из разных регионов России и целая делегация депутатов парламента Армении.
Первый вывод из всего услышанного и увиденного на конференции: не только армяне, но и все мы, ныне живущие в Ростове и его окрестностях, независимо от национальности — потомки переселенцев. Два с половиной века назад в крепости святого Димитрия Ростовского стоял гарнизон, охранявший южные рубежи России, собственно город с гражданским населением появился уже потом. А вот Нахичевань-на-Дону сразу был основан как город, его построили для себя бывшие жители Крыма — купцы, ремесленники, прочий мастеровой и торговый люд, церковные служители, учителя, художники, врачи.
Больше ста лет Ростов и Нахичевань, два уездных города Екатеринославской губернии, соперничали друг с другом: кто главнее? Из 24 тыс. десятин земли, отведенных некогда для крепости Дмитрия Ростовского, Нахичевану согласно привилегиям, полученным при его основании по велению Екатерины Второй, досталось 20 тыс. десятин, Ростову же – только 4 тыс. Каждый жил по своему Уставу: нахичеванский магистрат в повседневных делах руководствовался не российским законодательством, а Армянским судебником 1765 года. Однако и в Нахичеване, и в Ростове главной местной властью была городская дума. Сначала в думах заседали преимущественно богатые купцы, потом – богатые промышленники, но это всегда были люди, заботившиеся об общем благе. Статус обязывал!
По-восточному богатый Нахичеван стал проигрывать соседу, когда в Ростове был создан крупнейший на юге империи железнодорожный узел. Управление железной дороги было построено в Нахичевани – на другой стороне площади (ныне Театральной), разделявшей два города. И, тем не менее, темпы промышленного и экономического развития Ростова, рост его населения на ранней стадии российского капитализма оказались выше, чем в более приверженной старым традициям Нахичевани.
В 1866 году в Нахичевани родился 521 человек, умерло – 715.
В 1900 году в Нахичевани проживало 30 883 человека., родилось 904, умерло 514.
Национальный состав Новой Нахичевани стал изменяться с начала 20 века. В 1904 году армянское население города составляло около 64%. Накануне Первой мировой войны среди населения Нахичевана русские составляли 54,6 % населения, армяне – 40%, другие национальности – 5%. Сейчас армяне составляют около 20% населения исторического района Нахичевань.
Ростов-на-Дону всегда был городом — космополитом, неудивительно, что многие армянские бизнесмены той поры стали переводить сюда свои торговые и промышленные предприятия или открывать здесь новые. Впрочем, всех рассудила сама история: в этом споре не могло быть победителей, объединение двух городов было неизбежно. Но, как считают историки и краеведы, проведено оно было в 1928 году топорно, рубили по — живому: назвали новый район Ростова Пролетарским, лишив его исторического наименования, закрыли армянские учебные заведения, библиотеку с книгами на армянском языке, нахичеванский городской театр.
Впрочем, что-то можно исправить ещё и сегодня: участники и гости конференции поддержали идею создания нового армянского театра в районе Ростова, который горожане по-прежнему называют Нахичеванью.
Идею возрождения нахичеванского театра есть кому поддержать! Обычно мигранты теряют свою идентичность через два-три поколения, проживших за пределами Родины. Донские армяне – исключение из этого правила. Свою национальную идентичность сохранили жители армянских сёл Мясниковского района. На конференции можно было услышать научное объяснение этому явлению. Историки и этнографы считают, что главную роль сыграло компактное проживание переселенцев с общими традициями и национальным самосознанием, общая религия – армянская апостольская церковь, моноэтнические браки. Этнографы установили, что и сейчас, после всех перипетий — индустриализации пригородных к Ростову районов, массовой миграции селян в большие города — половина жителей Мясниковского района по-прежнему донские армяне.
Что же касается родной речи, то участвовавшие в конференции лингвисты давно изучают различие двух говоров западноармянской диалектной группы. На одном разговаривают жители Нахичевана, сёл Большие Салы, Султан Салы и Несветай. На другом – жители райцентра Чалтырь и села Крым. Потомки анийских армян столетиями шли по свету разными путями, спасаясь от преследований за христианскую веру (языковые контакты с другими народами всегда оставляют след в речи любой национальной группы). Пока, наконец, не обрели у нас на Дону — нет, не новый приют — а новую Родину. Теперь уже навсегда…
Последние 240 лет основное влияние на речь донских армян — и на лексику, и на грамматику — оказывает русский язык. В конференц зале ДГТУ была презентована книга – толковый словарь новонахичеванского диалекта армянского языка, который составлялся почти полвека. Первый её тираж из 500 экземпляров был раскуплен так стремительно, что желающим получить словарь надо уже записываться на второй выпуск, дополненный и расширенный.
Анна Лебедева
В Ростове живут не только крымские армяне, но встречаются и крымские греки.