Станица Атаманская — это в Ворошиловском районе

В Войске Донском на границе Дубовского и Заветинского районов на берегу реки Сал была когда-то большая станица Атаманская. Лихую эпоху революций и расказачивания она не пережила. Имя это унаследовали казаки, основавшие станицу Атаманскую в Ростове-на-Дону ещё двадцать лет назад.
Городские власти предоставили станичникам помещение на первом этаже дома № 111 на улице Ленина.
Как сегодня живёт станица нашему корреспонденту рассказал атаман Николай Кучмист.

Станица – это населенный пункт или община?

Это был первый вопрос, который я задала станичному атаману.
– Общины бывают разные, есть родовые, есть территориальные, – ответил Николай Николаевич. – И станицы тоже были разные: зимовые, посольские, административные, территориальные. Но главное, что станица – это её люди. У нас сейчас 65 сабель, это не считая членов семьи: по нашим традициям, если казак приписан к станице, все его домочадцы становятся станичниками.
Член казачьего общества – это человек с активной позицией, он участвует в жизни станицы. У нас сейчас идёт смена поколений: старики уходят, станица пополняется молодыми казаками. Но мы остаемся казачьей православной общиной: без веры казак – не казак. Мы вместе работаем, вместе отдыхаем, вместе решаем проблемы.
Сейчас казаки на переднем крае, десять наших станичников сейчас на СВО, на линии соприкосновения. Пять наших казаков получили ордена Мужества. Я тоже как началось СВО, добровольцем пошел. У нас был добровольческий казачий отряд, но больше всех прославился казак с позывным Борода Он трижды подрывался со своим танком на минах, об этом писали журналисты.
В нашей станице есть военно-патриотический клуб «Атаманский пластун», весьма популярный у молодёжи. Там ребята занимаются казачьими видами единоборств: владение шашкой, стрельба из лука, рукопашный бой.
Но главное, что мы живём общинно. Казак уходит из жизни, мы его провожаем. Казак женится, мы гуляем на его свадьбе.

 

Сюжет для небольшого рассказа

Будущему атаману Николаю Кучмисту было лет десять, когда дед отправил его поить коней. Пацан взнуздал старого мерина и прыгнул в седло. Конь пошел, до водопоя было недалеко. Но мальчишке захотелось, чтоб он пошел рысью.
– Я его ударил шпорами под бока что было сил: «Пошел Казбек!» Конь встал. Я его хлещу поводьми по щекам, а он начал меня ногами подбрасывать. Упал я на землю, а Казбек поставил мне на живот копыто, повернул голову и смотрит на меня.
Наши глаза встретились. Он мог раздавить меня, но не сделал этого. Научил он меня тогда как с конём обращатся. И не только с конём…

 

– Всей станицей?
– А как же! Гостей на наших свадьбах бывает сто человек.
Мы ведь не клуб по интересам, мы община. И когда на нашем круге молодежь приносит казачью присягу, она обещает сохранять традиции и обычаи нашего народа.
Каждый месяц проходит сход нашей станицы. Сначала выносим знамя, читаем молитву, а потом уже обсуждаем насущные проблемы. Подводим итоги, намечаем планы, что нужно сделать в первую очередь. А а над какой проблемой хорошо подумать, прежде чем принять решение.
– А женщины могут прийти на ваш круг?
– Конечно. По нашим традициям и обычаям все совершеннолетние могут прийти на круг и все имеют право голоса.У общины есть духовники и церковь , в котором мы окормляемся – Храм Казанской Иконы Божией Материя в Северном жилом массиве.
Только благодаря вере наш казачий народ перенес все испытания, посланные ему судьбой, и возродился. Наша гордость – фольклорный казачий ансамбль «Звоница».
– А Вы сами какого рода-племени?
Я родился и вырос в казачьем хуторе на стыке Донского и Кубанского казачьего войска, В моей крови есть донская кровь, но вырос я среди черноморцев. Я видел весь этот уклад жизни, он сохранился, но было утрачено казачье самосознание. В 90-е годы началось возрождение. Казаки вспомнили вспомнили традиции свои и обычаи.
В нашем хуторе был колхоз, а председателем работал серьезный мужик по фамилии Гнилокичка – казачьими фамилии истари становились клички дедов и прадедов. На Руси фамилии у крестьян появились после отмены крепостного права. А казаки в церковных книгах записывались по родовой их фамилии.
Председатель у нас был серьезный и особо заботился о колхозном конном клубе. Открытие скакового сезона 1 мая все от мала до велика ждали с нетерпением: коней не только в колхозных бригадах, но и у каждого казака было немеряно. У местного начальства были уже и мотоциклы, и собственные машины. Но ездили все на двухколесных бедарках – от председателя до водовоза. А ведь это уже были 70-е годы ХХ века.
Это был традиционный уклад жизни.
– Но в семье были достаточно строгие законы. Великую книгу Михаилова Шолохова «Тихий Дон» современным феминисткам лучше не читать.
– Я не знаю ни одного закона из и казачьих правил традиций, которые не были бы чем-то обоснованы. Всё имело свое значение и семейные устои, конечно, были другие. Мужа надо слушаться, мужчина глава семьи. Это если он дома, а не в походе.
Казак должен был жениться очень рано, чтобы у него родился ребенок (а лучше два) еще до того, как он уйдет на службу. Ну а женщина оставалась с ребятишками и хорошо, если было кому ей помочь из её семьи или семьи мужа. Потому казачки – сильные женщины.
Законы жизни были суровые: если детей у родителей было мало, это считалась худая семья. Потому что мальчик уже в 7 лет переходил жить на мужскую половину дома и в его обязанности входило пасти скотину.
Хорошая жизнь пришла в хутора и станицы уже в 60-е годы прошлого века. Я помню наши семейные праздники: два деда моих были баянистами, женщины все играли на гитаре или домбре. После третьей рюмки все начинали плясать. Да, это пела казачья душа. А сейчас мы все уткнулись в свои смартфоны и мало что видим вокруг себя.
Не помню кто это сказал, но мне понравилось: «Мы расслабленные потомки наших героических предков…»

БР_08

В военно-историческом музее Южного военного округа есть  отдельный стенд, посвящённый подвигам  танкиста казака станицы Атаманской Всевеликого войска Донского участника СВО Олега Царегородцева. За мужество и героизм он  удостоен двух орденов Мужества, медали «За боевые отличия» и других наград.. . 

Беседовала с атаманом Наталья Соколова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *