Ассирийцы – народ, победивший время.

Или что порадовало, а что удивило нашего корреспондента,  побывавшего на духране —

национальном празднике в день особо почитаемого ассирийцами

святого Георгия  Победоносца.

  Почему эта шара так не похожа на нашу?

Первыми под  зажигательные восточные мелодии вышли танцевать женщины. Причем все, независимо от 

возраста и комплекции: от юных стройных красавиц до пышных дам позднего бальзаковского возраста и  бабушек уже явно за семьдесят. Вскоре к ним присоединились молодые парни, а вот солидные отцы семейств, 

как мне пояснили, выйдут в круг уже в самый разгар «шары» (праздника).  

— Сейчас будет «шейхане»,  воскликнула моя соседка справа, и все, кто  ещё  не принимал участие в общем 

веселье, разом задвигали стульями,  поднялись и пошли танцевать.   

Шейхане – любимый танец атурая

(так сам себя называет  народ, история которого насчитывает семь тысяч  лет).

Под эту мелодию ростовские атурая танцевали с особенным темпераментом, но при этом ритмично и плавно. А уж так слаженно, будто выступает ансамбль, долго репетировавший 

лучший номер своей программы, а не малознакомые люди, не имеющие  никакого отношения к танцам.  

Честно сказать, я даже удивилась и похорошему позавидовала: ну где у нас танцуют русские народные танцы? Только на  сцене – артисты, если не профессиональные, так  самодеятельные. Спеть вместе в большом застолье мы ещё можем, а вот станцевать кадриль, «барыню» или вприсядку  нет. Потому что петь может каждый (весь вопрос как), а вот танцевать надо учиться.

— Вы быстро это освоили? – спросила я ладного парубка, плясавшего  лучше всех. 

— Быстро! – ответил он. – Всего за год, но не только один этот, а все наши танцы. 

Наверное, прирожденный  артистизм у каждого ассирийца в крови. К сожалению, мы очень мало  знаем об 

этом народе, так,  какие-то  смутные воспоминания из школьного курса истории древнего мира. 

А вот что стало с великой державой  и её народом, стоявшим у истоков человеческой цивилизации? Мало кто ответит на этот вопрос.                   

После того, как Ассирийская империя пала под натиском полчищ завоевателей,  народ остался жить на землях предков, сохранил свой язык и культуру. Когда ассирийцы – наши современники смотрят нашумевший фильм Мэла Гибсона про Иисуса Христа и Джеймс Кэвизел, исполняющий главную роль, говорит на древнеарамейском языке, им не нужен переводчик. 

Они понимают Иисуса.  За христианскую веру, которую ассирийцы приняли ещё в 1 веке нашей эры, 

они страдали две тысячи лет, и продолжают страдать по сей день. В России больше известно о геноциде армян в Османской империи, чем о не менее бесчеловечном геноциде ассирийцев. Хотя, возможно, судьба обошлась с этим народом еще более несправедливо: у него нет своего государства.  Сто лет назад после геноцида 

ассирийцы рассеялись по свету, а христианский  Восток сжался как шагреневая кожа.  

На Ближнем Востоке  остались населенные ассирийцами города и селения с древними  храмами, где хранятся христианские святыни. 

Но сегодня они – первые объекты для нападения мусульманских фанатиков всех мастей и в том числе 

из отрядов так называемой «сирийской оппозиции». 

Отпор боевикам дают местные жители, объединившиеся в комитеты народной самообороны. 

_________________________________________________________________________
Справка БР

Во время завоевательных походов Тимура в конце 14 века большая часть ассирийцев была уничтожена вследствие отказа принять ислам, уцелели лишь укрывшиеся в
горах
Курдистана.
С 16 века  ассирийцы в основном жили на территории   Османской империи.
В 19 веке они оказались в эпицентре международных конфликтов на Ближнем
Востоке. 
В начале 20 века  от рук турецких и курдских экстремистов погибло около
500 тыс.  христиан 
ассирийцев, многие были вынуждены искать спасения в других
странах.
В России ассирийцы впервые появились во время русско-персидской войны 1826-28 годов, когда российские власти разрешили поселиться в Армении семьям активных
сторонников  России.
В 1917 на территории России проживало около 50 тыс. ассирийцев.
_________________________________________________________________________

1 апреля наступил 6764 —  й год

— Во время русско-персидской войны ассирийский малик (князь) Алаверди  помогал 

русским войскам, полгода кормил солдат. Когда русские части начали уходить, стало 

ясно, что враг расправится с  ассирийцами. Тогда царь Николай  Первый разрешил 

им переселиться в ту часть Армении, которая входила в состав Российской империи, 

— рассказывает Давид Николаевич Андреев, руководитель Ростовской областной  

ассирийской национально-культурной автономии. – Наша семья жила в ассирийском 

селе Койласар  Эриванской губернии (при советской власти его переименовали в 

Димитрово). Сейчас мы тоже живем рядом с армянами — в Нахичеване. Многие 

обычаи у нас схожи, например матах. Это когда кто-то решил возблагодарить судьбу 

за спасение близкого человека от болезни или другого несчастья. В таких случаях мы режем барана, варим хашламу и разносим соседям – в семь дворов.  

Дальше на север ассирийцы из  Армении стали перебираться после распада Советского Союза, когда и на

новой их родине наступили тяжелые времена. Хотя на Дону многие семьи поселились еще в девятнадцатом

и начале двадцатого века. Большими общинами ассирийцы живут в Новочеркасске, Шахтах, станице

Кировской Кагальницкого района.

На национальном празднике в день Святого Георгия Победоносца я познакомилась с руководителем

шахтинского отделения ассирийской национально-культурной автономии Павлом Ивановичем Мушуловым.

Он предприниматель, директор  пассажирского автопредприятия, которое обслуживает  две трети всех

городских маршрутов, а, кроме того, ещё и казачий полковник. Кстати, родился он 1 апреля, в ассирийский Новый год. Хотя ассирийцы отмечают как все христиане Пасху и Рождество Христово, ассирийский Новый год они

празднуют 1 апреля. По древнему ассирийскому летоисчислению сейчас идет  6764  год.

Ассирийская культура действительно объединяет прошлое и настоящее,

семь тысяч лет истории и сегодняшний день.

— Казачьи части  русских войск спасали ассирийцев — христиан от гибели ещё при 

Екатерине Второй, — говорит Павел Мушулов. – И я посчитал своим долгом войти в  

казачье движение и активно работать вместе с другими казаками на благо великой 

России и  малой Родины – нашего города. Сегодня в Шахтах живет около 120 

ассирийских семей, всего около тысячи человек. Они сохраняют и передают из 

поколения в поколение язык, культуру, веру  нашего народа. В нашей общине – люди самых разных профессий: врачи, учителя, инженеры, предприниматели. 

В ассирийских семьях принято давать детям хорошее образование, чтобы они могли 

найти свое место в жизни. 

Сохранить самобытность, не раствориться в народах, среди которых они живут, помогает

общинный уклад жизни и традиционные семейные отношения, во многом до сих пор

патриархальные. Среди национальных традиций – пышные свадьбы. В Ростове о них

ходят легенды:  эти торжества проходят в самых огромных залах и на них приглашаются

тысячи гостей. Свадьбы эти очень часто интернациональные, ассирийско-армянские:

многие молодые ассирийцы женятся на армянках, а ассирийки выходят замуж за

армянских парней. Это объясняется просто: в донскую столицу переехали в основном

армянские ассирийцы. Когда–то их семьи жили рядом в Арзни, Дмитрово и Двине,   и

теперь, перебравшись  в Россию, они стараются держаться вместе.

 Справка БР

Период наивысшего могущества Ассирийского царства — вторая половина VIII — первая  половина VII веков до н.э. Ассирийская армия, великолепно вооруженная и  организованная, обеспечивала распространение власти своих царей на огромную  территорию от Ирана на востоке до Средиземноморья на западе,  от Урарту и южной Анатолии (Малой Азии) на севере до Египта на юге.  В стране развивались науки и ремесла, строительное дело, военная техника.

Тиглатпалассар III (745-727 до н. э.) после многочисленных победных походов и  завоеваний принял в 729 году до н.э. титул «царя Ашшура, царя Вавилона,  царя Шумера и Аккада».  Однако бесконечные войны, в конце концов, истощили страну.  В 626-605 гг. Ассирия пала под ударами коалиции Мидии и  Вавилонии и перестала существовать.

Но не весь ассирийский народ был истреблен.  Многие нашли спасение и убежище в горной Ассирии, другие  уцелели в своих городах и селениях. Конечно, за последующие века они впитали  в свою  культуру многое из культуры соседних народов.  Но почти  полторы тысячи лет этнокультурного развития в качестве державного  народа сформировали такой запас внутренней, глубинной прочности, такой уровень  его самосознания, как особой общности, которые обусловили дальнейшее сохранение  ассирийцев как народа.


Среди ростовских ассирийцев много предпринимателей, причём, весьма успешных. Мало кто знает, что создатель лучшего армянского лаваша — ассириец из Арзни Павел Бадалов. Главный секрет Бадаловых (у них семейный бизнес, жена Мария работает в пекарне главным технологом) и секретом-то трудно назвать. Ну, кто же не знает, что самый лучший хлеб можно выпечь только из самой лучшей муки? Но одно дело знать азбучные истины, а другое дело им следовать. Высококачественная мука стоит дорого, а, значит, и прибыль будет меньше, поэтому многие производители закупают муку подешевле. Павел Бадалов, испробовав муку разных поставщиков, нашел именно то, что ему нужно, аж в Ставропольском крае. По многолетнему опыту он знает: если с мукой что-то не так (влажность или клейковина не та), то тесто, скатанное в шарик, не раскроется в мягкий тонкий лист лаваша. Кстати, оборудование пекарни Бадалов вместе с механиками проектировал, собирал, доделывал и переделывал сам.

— Обычно на производстве выпускают ленточный лаваш: тесто проходит через валы и раскатывается в ленту 100-200 метров длиной, — делится своими секретами Бадалов. — На выходе лента режется на куски. Если такой лаваш сделать тонким, тесто просто будет рваться, ещё не дойдя до печи. К тому же при этой технологии замешанное тесто сразу идет в печь. Мы же выпускаем не ленточный, а штучный лаваш. Шарики из теста сначала попадают на отстойку на 30-40 минут, насыщаются воздухом, «дышат», а потом по одному проходят через валы.

Павел Юрьевич разрешил взглянуть на это священнодействие. Проходящие через валы листы накалывал специальный нож, подобно тому, как накалывают пирог хозяйки. Делается это для того, чтобы из теста вышел лишний воздух. Лаваши выходили из печи с поджаристой румяной корочкой и их тут же окропляли мельчайшими капельками воды, чтобы хлеб стал мягким. Потом листы отправляются на ещё одну отстойку: они должны полежат 4-5 часов, прежде чем их можно будет упаковывать.

Упорному пекарю всё-таки удалось найти своё «золотое сечение» — создать такую рецептуру, чтобы лаваш был и не толстым, но и не слишком тонким. И дрожжевой бадаловский хлеб — прямоугольный «Армянский» и круглые лепешки «Кавказская» и «Восточная» — не менее вкусный, чем лаваш. Вся эта продукция продается в торговых сетях – «Ашане», «Магните», «Пятерочке», хотя все пищевики дружно жалуются на то, что попасть туда местным производителям крайне сложно. «А мой хлеб торговые сети сразу взяли! — говорит Павел Юрьевич! – Дегустационным комиссиям он понравился, и они дали добро!» А как он мог не понравиться, если для Бадалова это вопрос принципа – чтоб его хлеб был самым лучшим. И для этого не жалко 80% прибыли вкладывать обратно – в производство, в любимое свое детище.

— Не только в Арзни, но и в других селах, где компактно проживали ассирийцы, все от мала до велика свободно владели тремя языками – армянским, ассирийским и русским, — вспоминает Мария Бадалова. — Ассирийцы, которые жили в Армении, сохранили родной язык в отличие от многих наших соотечественников, рассеянных по всему свету. Мы все очень дружно жили –ассирийцы, армяне, курды, изиды. Никаких трений на национальной почве и близко не было. Братья Павла с семьями переехали вслед за нами в Ростов. Одна невестка у нас русская, другая армянка, поэтому и дети говорят сразу на нескольких языках. Так у нас заведено: если в семье есть малыши, взрослые стараются говорить на родном языке. Потому что русским они потом все равно овладеют – в общении со сверстниками во дворе, в детском саду, в школе. А вот выучить родной язык потом уже, во взрослой жизни, бывает трудно.

Обе дочери Бадаловых знают и ассирийский, и армянский, хотя лучше всего, конечно, русский. Глава семейства свободно говорит и по – украински: он закончил инженерный факультет Украинской сельхозакадемии еще в 1985 году, в Советском Союзе. Про таких говорят: гражданин мира, но, добавим, с живыми и сильными родовыми, национальными корнями, которые позволяют устоять, выдюжить в любой ситуации.

Дорога к храму

— Большинство наших соотечественников – верующие люди, те, кто живет в Ростове, посещают православные храмы, но мы хотим, чтобы у нас была и своя церковь. Гектар земли в Александровке нам уже выделили, фундамент под храм готов, — говорит Петр Бабаев. – Строим храм!

Петр Сергеевич Бабаев – директор компании «Стройсервис – ПС». Эту строительную фирму хорошо знают в Ростове и во многих сельских районах области, где она возводила спорткомплексы, жилые дома и целые коттеджные поселки со всей инфраструктурой, в том числе и для молодых специалистов предприятий агрокомплекса. Сегодня ООО «Стройсервис – ПС» — лидер в строительстве коттеджных поселков по программе национального проекта «Жилье». А теперь эту фирму знают ещё и в Сочи, куда «Стройсервис – ПС» протянул центральный водовод зимней Олимпиады-2014.

Так что можно не сомневаться: со строительством церкви Бабаев справится, тем более, что для него это объект особой важности: ближайший к Ростову храм и приход Ассирийской церкви Востока находится не близко – в Краснодаре. А ничто так не объединяет людей, оказавшихся волей судеб вдали от своей родины, как святая вера отцов и прадедов.

— Мои предки переселились из Ирана в Армению в 1827 году, вместе с другими ассирийскими беженцами основали там село Верхний Двин и построили в нем церковь Святого Фомы, — рассказывает Петр Сергеевич. – При советской власти храм, слава богу, не был разрушен, хотя у нас было всё как везде тогда: и колхоз, и партячейка. Мы учились в русской школе, где преподавался и армянский язык и ассирийский. После школы я уехал в Архангельск, закончил там институт, получил профессию инженера-строителя и всю жизнь ей верен.

Бесценный профессиональный опыт Бабаев получил в прославленном строительном тресте № 7 под руководством всем известного в Ростове Анатолия Моисеевича Угольницкого. Свою строительную фирму в Ростове Бабаев открыл в 1996 году, в ней работает немало его земляков и родичей: братья, племянники. «А я с них ещё больше спрашиваю, чем с остальных, — говорит Бабаев — По-родственному, да ещё и по праву старшего — без всякой «политкорректности!»

Все они давно перевезли из Армении на Дон свои семьи, а кто-то уже здесь создал семью, женившись на ростовской красавице. У меня как у феминистки (ярой сторонницы равноправия женщин) естественно возник вопрос: а какового это — быть русской женой ассирийца, воспитанного к тому же в кавказских традициях?

— Никаких трудностей я не испытываю, – отвечает на него жена одного из двоюродных братьев Петра Бабаева Марина. — Надо только сразу понять и принять, что ты вошла в семью со своим укладом и национальными традициями, которые надо уважать. Да и что плохого в том, что в ассирийских семьях принято уважать старших и прислушиваться к их мнению? Я, например, как младшая невестка, училась уму-разуму у старших, так же как мой муж всегда спрашивает совета старших братьев. Мы очень часто встречаемся. Каждый год собираемся всей семьей в Аксае, в доме, где жила их мама, моя свекровь (замечательная была женщина) и при её жизни все собирались, а теперь вот уже шесть лет как её нет, а всё равно все съезжаются. Всего у нас близкой родни – братья, сестры, племянники с семьями – 250 человек, поэтому ассирийские свадьбы такие большие: на них должен собраться весь род и жениха, и невесты. Вот тогда получается настоящий праздник!

ассирийцы в Ростове

Это на Западе давно уже в моде индивидуализм (каждый сам по себе), а ассирийцы – люди с Востока. По древней традиции семья должна быть большой, а чадолюбие у каждого ассирийца в крови. Старшие стараются употребить все свое влияние на детей и внуков, чтобы молодые семьи тоже не ограничивались, как нынче это принято, одним ребенком. Дети – это главное богатство ассирийской семьи.

Об ассирийских традициях мы беседовали с Сергеем Бабаевым, отцом большого семейства (двое его младших детей ещё совсем маленькие). Наш разговор беспрерывно прерывался звонками: Сергей Сергеевич – главный инженер «Стройсервис – ПС», работа у него чрезвычайно ответственная (а только такой работой и должен заниматься мужчина), но при этом он как-то умудряется выкраивать время на серьезное изучение древней и новейшей истории и традиций ассирийского народа. Патриотизм у каждого ассирийца в крови, а иначе народ с такой трудной судьбой давно бы уже канул в лету.

Все ассирийцы, с которыми мне посчастливилось познакомиться, с большой теплотой говорили слова благодарности русскому народу и России, которая стала им не временным пристанищем, не укрытием от невзгод, а настоящей Родиной. Ну а в многонациональном Донском крае они чувствуют себя не «как дома», а просто дома.

У родного очага, где всегда тепло и где тебя всегда ждут…

Анна Лебедева

На фото Мария Бадалова с продукцией семейной пекарни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *