Спасите Ростов!

Хотя бы  то, что от него ещё осталось

         Александр Кожин, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кандидат в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Кировскому одномандатному избирательному округу № 11:

      Какие мне задают вопросы на встрече с избирателями,  и что я на них отвечаю.

кожин

Кожин

Многие думают, что общество памятников – это что-то из области археологии. Нет, это современность,  то, что нас окружает: это наш город, каким мы видим его сейчас и каким его увидят наши потомки. Именно об этом идет речь на  встречах с избирателями: какой Ростов мы оставим нашим внукам и правнукам?   Город с богатой историей и своим неповторимым обликом или же частокол высоток на месте не только старинных зданий, но и парков,  скверов, бульваров?  Эдакое жалкое подобие  «города жёлтого дьявола», как называл Нью-Йорк Максим Горький.

«Жёлтый дьявол» — это золото, деньги. А разве не в погоне за прибылью застраиваются и главная наша достопримечательность – набережная Дона и последние зелёные уголки  — Парк Строителей, парк имени Первого мая? Застраиваются, то есть фактически уничтожаются как место отдыха, утренней разминки молодежи и прогулок на свежем воздухе стариков и младенцев. В Парке Строителей на Буденновском проспекте на месте теннисных кортов один бизнесмен уже отгрохал высотный жилой дом, а теперь другой собрался строить ещё один. Если ему это ему удастся, то бывший парк превратится даже не в скверик, а во внутридомовую территорию состоятельных граждан — владельцев элитного жилья.

На Первомайский  парк уже давно положил глаз строительный концерн Покровский. Он хочет построить на месте оранжереи жилой дом и методично, последовательно, уже не первую пятилетку, этого добивается. И, в конце концов, добьется, если мы с вами, ростовчане, так и будем на всё это взирать с олимпийским спокойствием. Я бы даже взял на себя смелость сказать – с равнодушием!

На встречах меня часто спрашивают: а что мы, простые граждане, можем сделать? Отвечаю: для начала просто прийти на выборы, ведь Городская Дума – это наш местный парламент и от неё тоже  многое зависит. Дума последнего созыва вся, за исключением одного беспартийного депутата, состояла сначала из выдвиженцев «партии власти» — «Единой России», по большей части чиновников и бизнесменов, и только уже потом, на довыборах, в Гордуму  прошёл  кандидат от  «Справедливой  России». А всё потому, что те, кто во многом не согласен с действием (или бездействием) властей разного уровня, на выборы не ходят.

В решении той проблемы, о которой я говорю, городская власть – и законодательная, и исполнительная – играет огромную, даже решающую роль. Ещё в 2007  году был принят Генеральный план Ростова-на-Дону, а в 2008 – ом  разработан Регламент зон охраны объектов культурного наследия. Проделали эту  кропотливую работу лучшие специалисты ГАУП «Донское наследие» (бывшая инспекция по охране памятников), а  администрация города  оплатила за неё 500 тысяч рублей.  Если бы уже тогда этот документ заработал, всего этого кошмара, этой безобразной застройки домами-гигантами исторической части города, могло и не быть. Именно в Регламенте прописано, что и как можно строить в исторической части Ростова (от набережной до улицы Текучева) и уж тем более в заповедной зоне (до улицы Большой Садовой).  Что ни в коем случае нельзя фоновую застройку вокруг объектов культурного наследия  превращать в многоэтажную.

201209100281jpg

Исторический центр занимает небольшую часть города и эти правила не так уже и трудно соблюдать. Имея такие козыри на руках, как   действующий Регламент, можно было отбивать атаки этих «циников», как я называю строительных магнатов, для которых прибыль превыше всего.  Однако документ этот под разными предлогами не был тогда подписан чиновниками Министерства культуры области и городской администрацией. А городскую Думу это, судя по всему, совсем не волновало, так же как и мнение их избирателей на сей счёт.

И случилось то, что случилось: значительную часть исторического центра за эти семь лет мы уже потеряли. Но, к счастью, ещё не всё! Скажу больше: мне, как руководителю регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, удалось  привлечь внимание нового руководства  и города, и области к этому острому вопросу.  Я задал его сначала на встрече Василия Голубева с блогерами, а потом на одной из встреч Сергея Горбаня с Дмитрием Дибровым.  После этого состоялось несколько рабочих совещаний с представителями соответствующих служб мэрии и Министерства  культуры. На последнем совещании  приняли решение разработать новый Регламент в связи с тем, что в законодательстве за эти годы произошли некоторые изменения.

А собственно, для чего она вообще нужна, местная власть, если не для того, чтобы заниматься местными проблемами: жилищно-коммунальным хозяйством,  поликлиниками, школами, детскими садами, парками, скверами, благоустройством улиц? Главный наш парк им. Горького давно превратился в шалман под открытым небом, скоро ресторанов там будет больше, чем деревьев.  А недавно я шёл в книжный магазин через скверик на углу Буденновского — Садовой и вижу: весь газон и часть тротуара заняло элитное, «а-ля Европа», летнее кафе с удобными плетёнными креслами. Зато для  того народа, который не может себе позволить в таких заведениях кофе (а тем более пиво)  дегустировать, даже лавочку при ремонте сквера не поставили. Если кто — то из прохожих очень  устал и совсем не переживает за свой костюм, то присаживается прямо на бортик фонтана. Такой вот маленький, но яркий пример отношения к горожанам: красивые кресла – это для состоятельных патрициев, а бесплатная лавочка для плебса доходов  не приносит, потому её и не поставили.

домик  Врангеля

домик Врангеля

Однако люди во власти не могут, не должны быть циниками,  но для этого нужно, чтобы они избирались народом и были подотчётны народу. Вам, дорогие земляки, депутатам, за которых вы проголосуете. На встречах мне часто задают вопрос: что происходит на набережной? Отвечаю: на набережной мы всем неравнодушным городским сообществом отбиваем атаки предпринимателей, которые жаждут застроить последнее оставшееся там свободное пространство – от склонов, ведущих к Дону, до аллей, где ещё пока ещё можно прогуливаться. На набережной уже построены  двадцатиэтажные здания, снесены все старые объекты, но нужно не допустить хотя бы уничтожения памятника архитектуры Парамоновских складов и, во что бы то ни стало, сохранить  бульварную часть набережной, прилегающую к воде. А между тем очередной проект предполагает строительство прямо посередине и без того узкой прогулочной зоны ещё одного четырехэтажного кафе, где первые два этажа будет занимать парковка автомобилей. Видимо, кто-то считает, что ресторанов бизнес-империи «Донской причал» на набережной нам мало, нужен ещё один (два, три… пять).

Я убеждён, что этого допустить нельзя! И Городская Дума в новом составе должна сказать тут своё веское слово. Ей вообще – то  будет чем всерьёз заняться: от спасения исторического облика Ростова до решения проблем ЖКХ, которые в старых районах города, может быть, самые  жгучие. Я сам родился в центре, здесь работаю, а потому хорошо знаю, что  происходит. Какая тут у нас  «благоприятная среда обитания»: управлять старыми домами пришли «новые люди», больше похожие на грабителей с большой дороги — директора управляющих компаний, сейчас уже подследственные.   Они обворовали  нас до нитки и … всё ещё на свободе.

И что же, будем и дальше повторять, как это у нас  на юге  принято: «Ничего не знаю, моя хата с краю»? Да так можно и совсем без хаты  остаться.  Гром-то уже, как в другой известной пословице, грянул, давно пора «перекреститься»! Для начала сходить 13 сентября на избирательный участок, а  потом приглашаем всех в ряды активных горожан. По крайнеё мере,  потом не будет стыдно за то, что не сделал всё, что смог, для спасения нашего прекрасного, нашего неповторимого, нашего любимого города!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *