
На вопросы журналистов ответил депутат Государственной Думы, кандидат в губернаторы Ростовской области Михаил Емельянов
— Михаил Васильевич, разрешите задать вопрос, который волнует многих избирателей: учителя, как известно, самые дисциплинированные на выборах. Весь вопрос, с каким настроением они в них участвуют. В новом учебном году педагоги будут получать меньше, чем и год, и два назад. Известные Указы Президента о повышении зарплаты педагогов до средней по экономике были выполнены за счет различных надбавок к ставке, но при этом сама базовая ставка как была, так и осталась низкой. Теперь надбавки снимают, и зарплата скатывается до прежнего уровня.
— А как увеличивают зарплату в вузах, например на юрфаке, где у меня много друзей и знакомых? Университет отчитывается, что зарплаты повышены в два раза, а на самом деле преподавателей переводят с полной ставки на полставки, а нагрузку, особенно «горловую» (лекционную) не уменьшают. Такая у нашего правительства политика: выходить из кризиса за счёт населения.
Кто постарше, знает из собственного жизненного опыта, что наше правительство всегда действует в отношении какого-то социального слоя. Вот и сейчас можно было выходить из кризиса за счёт снижения свердоходов верхних слоёв населения, например, принять законы о прогрессивной шкале налогообложения и о налоге на роскошь. Отменить льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте сырья. Зачем возвращать 10 % НДС экспортерам нефти и газа, если смысл этой льготы – стимулирование экспорта высокотехнологической продукции: самолётов, автомобилей, продуктов нанотехнологий?
Нефть и газ и так продаются. И природную ренту за добычу полезных ископаемых правительство не хочет взимать. Зато учителей зажимают, врачей зажимают, пенсионеров и инвалидов тоже зажимают. Даже правоохранительным органам не хотят индексировать заработную плату. У меня вообще такое ощущение, что к 2016 году готовят массовое недовольство населения. Я это сказал с трибуны министру финансов Силуанову: «Вы что творите! Разве так можно?»
Хотя, казалось бы, куда уже ниже людей опускать? До того, как валюта подскочила в цене, средняя зарплата в Российской Федерации была 500 евро, но это «средняя температура по больнице»: у нас 10% населения владеют 90% жилого фонда (в стоимостном выражении, по цене жилья).
— И что они там, в этих хоромах делают? Бальными танцами занимаются?
— Они сдают их, а заодно и деньги вкладывают! Это же инвестиционный товар. Наша партия «Справедливая Россия» настаивает на введении прогрессивной шкалы налогообложения. Мы предлагаем увеличить процент подоходного налога тем, у кого годовой доход больше 24 млн. в год, это очень щадящий режим для наших состоятельных сограждан. И коснётся это только 1,5% населения, зато дополнительный доход в бюджет — 1 трлн. рублей.
Эксперты «Справедливой России» каждый год делают альтернативный инвестиционный бюджет. Если принять меры, о которых я говорил – отменить льготы по НДС для экспортёров нефти и газа, ввести прогрессивную шкалу налогообложения — то мы получим бюджет, который с лихвой перекроет затраты на индексацию пенсий и зарплат бюджетникам. Но правительство на это не идёт! Это уже большая политика: люди во власти тесно связаны с определенными кругами — с Газпромом, Роснефтью, Лукойлом и очень боятся обидеть ненароком господ олигархов. И когда те требуют в очередной раз повысить цену на сырье, извлекаемое ими из наших, российских недр, правительство идёт им навстречу. Это подхлёстывает инфляцию, от которой страдает не только население, но и промышленность, отечественные производители. Когда говоришь правительству: давайте контролировать тарифы, если не остановить сейчас рост цен на продукцию естественных монополий, то в следующем году ещё на 10-12% вырастут тарифы ЖКХ, в ответ слышишь: этого, дескать, делать нельзя, у них издержки, они могут остановиться. Пусть обрабатывающая промышленность снижает издержки.
Но как снижать издержки Россельмашу, Атоммашу – проводить массовые увольнения? А кто работать будет, делать комбайны и оборудование для атомных станций? Или за счет сокращения более чем скромной заработной платы? Я уже не говорю обо всём остальном: исследования показывают, что наши предприятия с каждым годом всё больше и больше отстают в техническом отношении, потому что не могут вкладываем деньги в модернизацию. За счёт чего её проводить, если рентабельность у предприятий 3-5% — только бы выжить? У нас и фондовый рынок – спекулятивный, в то время как во всём мире фондовый рынок – это источник инвестиций. У нас инвестиции стремительно падают.
— Зато у торговых сетей хорошая прибыль.
— Запредельная! Торговые сети – это главные паразиты нашей экономики. Закупают продукты по таким низким ценам, что и поставлять их невыгодно, особенно добросовестным производителям, у которых молоко и масло качественные, а значит и себестоимость их выше. А потом накручивают свои «бонусы». Вот почему мы едим фальсифицированные продукты вместо натуральных.
Даже студенты экономфака знают, что самый эффективный способ борьбы с кризисом — это рост производства. Не менее важно стимулировать потребительский спрос, а не уменьшать зарплаты бюджетникам, что приведёт, конечно, к снижению покупательной способности населения. Весь мир так выходит из кризиса, и из последнего кризиса тоже так выходили. А у нас падает потребительский спрос, предприниматели вынуждены сокращать производство — получается замкнутый круг.
Сейчас в правительстве спорят: повысить пенсии на 5% или на 7%, но ведь инфляция всё равно больше. Я скептически отношусь к руководству правительства и Центрального банка, ничего хорошего от них уже ждать не приходится. Нужно менять социально-экономическую политику, нынешняя ни к чему хорошему не приведёт.
— Год выдался урожайным, а правительство увеличило экспортные пошлины на зерно.
— Я поднимал этот вопрос в Государственной Думе: это прямо предательство какое-то! Наше предприниматели с таким трудом завоевывают новые рынки, крестьяне получают возможность выгодно продать зерно, а правительство в этот самый момент повышает пошлины на экспорт. Потеряем рынок, потом снова на него трудно будет войти. На Западе очень обеспокоены ростом экспорта из России, мы стали поставлять зерно в Латинскую Америку, США, Канаду. Это выгодно России, это валюта, но правительство иногда действует в интересах наших конкурентов. По крайней мере, то, что произошло с пошлиной, рационально, логически, объяснить невозможно! Это противоречит национальным интересам Российской Федерации.
Зато, когда Западу нужно наше сырье: медь, металл, то мы берем обязательства снижать экспортные пошлины. При вступлении в ВТО правительство подписало такое постановление.
— Что же может сделать оппозиция для изменения этой политики?
— Когда вступали в ВТО, я публично задал Владимиру Путину вопрос: объясните, как так получается? Когда наши рынки были относительно закрыты, в стране шла модернизация за счёт внутренних резервов. А когда уже пришла пора выходить на экспорт, мы вдруг открываем свои рынки, чтобы к ним получили доступ конкуренты. Как же мы можем вступать в ВТО, если у нас 80% производственных фондов не модернизированы? Наши предприятия будут просто убиты!
— И что Вам ответил Президент?
Он подумал и сказал: «Вы знаете, эксперты меня убедили в необходимости этого шага!» 23 августа исполнилось три года, как мы вступили в ВТО. Как ни странно звучит, но нашу промышленность отчасти спасли контрсанкции и девальвация рубля. Если бы у нас не было девальвации, и мы последовательно снижали таможенные пошлины, было бы ещё хуже для отечественной промышленности.
И ещё один острый вопрос: сколько можно держать деньги, наши национальный резервный фонд, за границей?
— Там, может быть, так наши деньги целее будут?
— А вы представьте, что ваш муж кладет деньги в банк под 1% процент, а потом берёт их оттуда под 7%. Сколько вы будете это терпеть? У нас корпоративный сектор в долгу, как в шелку перед западными банками. Но мы продолжаем класть туда деньги под 1%, а берём под 7%. Надо создавать Фонд долгосрочных инвестиций, и оттуда давать кредиты под развитие предприятий. Им очень не хватает длинных денег.
— Послушаешь вас — политиков, депутатов — и руки опускаются. Так испокон веку в России было: все всё знают, но от этого ничего не меняется.
— Да, есть такие настроения! Сейчас, перед выборами, люди говорят: голосуй, не голосуй… толку то. У них отбили желание быть гражданами. Но ведь власть можно менять или с помощью революций или с помощью выборов, других механизмов нет. Когда на избирательные участки приходит 60% избирателей, никакие «грязные технологии» по подтасовке результатов выборов не работают. Так, может, уже пора взамен старой частушки «Голосуй – не голосуй, всё равно получишь…» сочинить новую, более оптимистичную?
Только народ может потребовать вернуть ему всеобщее избирательное право в виде выборов мэров и глав районов. Когда Ростов лишили этого права, кажется, город этого даже не заметил! Мы требуем вернуть выборы мэров – это важная часть программы «Справедливой России». На самом деле это ещё и антикоррупционая мера: если человек избрался один раз и хочет дальше избираться, он будет думать о своем авторитете. Воровать не будет! Пока что Ростовская область по данным социологических исследований на пятом месте в стране по уровню коррупции.
Вспомните: раньше перед выборами хоть дороги делали, Чуб давал на это деньги Чернышёву. Сейчас же едешь по нашим дорогам как после Великой Отечественной войны, и не только в Ростове, но и по М 4. Даже под выборы не хотят давать деньги!
А зачем, если, как ещё Пушкин писал, «народ безмолвствует»?
Записала Анна Лебедева