Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Эти строки Александра Блока вспомнились мне в Ессентуках теплым вечером у бювета. Самого людного места в эти часы на курорте: попив минеральной водички, отдыхающие рассаживаются на лавочках или дефилируют по аллее. На площади перед бюветом без всякого музыкального сопровождения пела романсы молодая эффектная женщина, солистка какой-то провинциальной филармонии. Курортный сезон начался, и артистка приехала заработать немного денег – отдыхающие клали ей в коробку по десяточке. Вечер был чуден, и потому хотелось быть щедрым, дарить подарки близким и совсем незнакомым людям. (Может оттого во всех сувенирных лавках и магазинчиках толпились покупатели?).
Все города Кавказских минеральных вод красивы, но мне почему-то особенно нравятся Ессентуки, они поражают воображение какой-то особой, изысканной красотой. Когда идешь по ухоженным улицам мимо старинных и совсем новых особняков, больше похожих на дворцы, или гуляешь по тенистым аллеям скверов и парков, иногда кажется, что ты не дома, в России, а в какой-то заморской или сказочной стране.
Один каскад фонтанов (кстати, центральный фонтан — один из крупнейших в России) чего стоит! Ну а когда в первый раз видишь здание «римских бань» — Алексеевскую грязелечебницу, невольно замираешь: это что на чудо? История России в камне: эти «древнеримские термы» были построены в 1915 году специально для наследника русского престола.
Во время оккупации фашисты хотели разрушить грязелечебницу и другие исторические здания, но не успели — стремительное наступление советских войск помешало.
На аллее курортного парка я познакомилась с москвичкой, которая приехала отдыхать в Ессентуки… в двадцатый раз. Такой вот небольшой юбилей. «Я обожаю Ессентуки, только тут по-настоящему отдыхаю от своей сумасшедшей московской жизни. Душа радуется, когда видишь такую красоту. Как-то не удалось приехать сюда в отпуск, так я потом весь год была сама не своя», — объяснила новая знакомая свое постоянство.
…И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели…
Тамара Коваленко